Методы планирования прибыли

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности.

В условиях стабильной экономики планирование прибыли обычно осуществляется на 3-5 лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффект производственного (операционного) рычага.

1. Метод прямого счета. В его основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

Методы планирования прибыли2. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует панируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

,

где По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

ПСтп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности:

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной стоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, –) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменение ассортимента, качества, сортности продукции. Расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на предыдущих шагах.

6. учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий важно определить порог окупаемости затрат. Для этого следует установить точку безубыточности.

 

 

 

 

 

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие рычага уменьшается:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *