Возникновение денег и их необходимость

Деньги не являются изобретением, продуктом разума или социального конструирования, они возникли самопроизвольно, независимо от воли и желания людей много тысячелетий тому назад. Очень долго люди не могли раскрыть их сущность, не понимали причины огромной власти денег, их созидательной и одновременно разрушительной силы. Подлинным открытием в этой области стали взгляды классиков буржуазной политэкономии А. Смита, Д. Риккардо и других экономистов, обобщенные и развитые К. Марксом в его выводах о товарной природе денег и их происхождении из процесса обмена в результате разделения общественного труда.

Деньги известны с далекой древности и появились как результат более высокого развития производительных сил и производственных отношений. Для натурального хозяйства, свойственного низкому уровню развития производительных сил, было характерно производство продукции для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшие количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновение обмена продукции. Обмен — это движение товара от одного производителя к другому. Такое движение предполагает эквивалентность, что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение требует единой общей основы, такой основой является стоимость товара. Стоимость товара это общественно необходимый труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Именно общественный труд, а не труд одного производителя делает товары соизмеримыми. При обмене одного товара на другой на рынке тем самым подтверждается, что на эти товары затрачен труд, т.е. оба товара имеют стоимость.

В связи с тем, что на разные товары затрачен не одинаковый труд, товары имеют и неодинаковую стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость товаров, т.е. появляется понятие меновой стоимости.

Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенной пропорции, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имел значение как потребительная стоимость — способность продуктов удовлетворять какие либо потребности человека. При производстве товара для обмена, товаропроизводителя интересует, прежде всего, стоимость товара, и только во вторую очередь его потребительная стоимость, но если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его не возможно обменять.

Итак, продукт, не предназначенный для обмена имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать и стоимостью для производителя, и потребительной стоимостью для покупателя. Это свойство товара выступает как единство противоположностей: единство, т.к. они присущи одному товару, а противоположность, т.к. один товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью и стоимостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *